Специальное образование

ПКПП-2021

06.05.2021

Уважаемые родители!

05.05.2021

 

 

В последнее время среди многих родителей бытует мнение о том, что если ребёнок занимается с учителем-дефектологом, значит с ребёнком что-то не так. Знайте, учитель-дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас  в   повседневной жизни.

Помните родители, Вы можете задать все интересующие вас вопросы и получить квалифицированную помощь и поддержку!

 

Советы родителям:

 

1) не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;

2) самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;

3) помните, если ваш ребенок особенный, и вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя-дефектолога позволит вашему ребенку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой    среде и максимально компенсировать особенности развития.

Приоритетное направление работы учителей-дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка особенностей развития, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.  

 

Учитель-дефектолог осуществляют работу по следующим направлениям:

- развитие и коррекция внимания;

-развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);    

-развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая, словесно-логическая);    

- развитие и коррекция мышления;    

- развитие и коррекция речи (устная, письменная);    

- развитие и коррекция моторики (моторной функции);    

- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;    

- восполнение пробелов в познавательной сфере;    

-развитие и формирование элементарных математических представлений;    

- развитие и формирование конструктивной деятельности.

 

 

                                        Материал подготовлен с использованием интернет-источников

 

 

 

 

свернуть

Как подготовить руку ребёнка к письму

04.05.2021

 

 

Часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются?» Как ни посмотришь – все играют.  Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?»

Как же многие родители ошибаются! Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики – не готовит детей к овладению письменными навыками?

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: 

  • Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  • Плести косички из жестких ниток;
  • Рисовать и штриховать карандашами.

Предложите ребёнку помочь перебрать вам крупу, при этом: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать крупинки между большим и указательным пальцами, совать пальцы в мешок.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, сопровождая это словами:

Научился два ореха

      Между пальцами держать.

      Это в школе мне поможет

      Буквы ровные писать.

Можно предложить ребёнку перекатывать пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Возникают проблемы у дошкольников и младших школьников, с умением ориентировать в пространстве и на листке бумаги. В этом случае можно предложить ребёнку рисование по клеточкам или написать графический диктант:

  1. Нарисовать в середине листа домик.
  2. Слева от домика – забор.
  3. Справа от домика – цветы.
  4. Перед домиком – машину.
  5. За домиком - две ёлочки.
  6. В левом верхнем углу – солнышко.
  7. В правом верхнем углу – две тучки.
  8. Самостоятельно раскрасить рисунок.

Для развития мелкой моторики продаются готовые пластмассовые трафареты на разные темы: «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д. Дети обводят их, а затем раскрашивают. Также можно отрабатывать штриховку в разных направлениях. Детям старшего дошкольного возраста предложите выложить из палочек то, о чём говорится в стихотворении:

Я строил рожицу

В зеркале себе.

Рожица смешною

Показалась мне (выкладывать смешную рожицу).

 

 

 

                                        Материал подготовлен с использованием интернет-источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

03.05.2021

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут

самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 –исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета.
  • Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  • Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

 

 

 

                             Материалы подготовлены с использованием интернет источников

 

свернуть

Районный смотр-конкурс ПКПП

02.04.2021

Итоги районного смотра-конкурса на лучший кабинет пункта коррекционно-педагогической помощи

В конкурсе приняли участие 20 учреждений образования.

На основании решения жюри конкурса Дипломом II степени управления по образованию, спорту и туризму награждено ГУО «Долгиновская средняя школа», учитель-дефектолог Тимощук Наталья Анатольевна! Поздраляем!

 

свернуть

Добро отзывчиво, как эхо

25.11.2020

 

В Долгиновской СШ состоялся конкурс литературно-музыкальных композиций «Добро отзывчиво, как эхо», приуроченный к Международному дню инвалидов.

Победили в конкурсе следующие работы:

«Самая добрая песенка», автор Ульянко Анна, учащаяся 5 класса.

https://youtu.be/e27J3UBN5lA

«Урок доброты», автор Скадиня Диана, учащаяся 11 класса.

https://youtu.be/A2jNr2Qw4nA

Работы победителей отправлены на районный этап конкурса.

свернуть

Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность ребенка к школе

 

Общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе значительно сдвинулись.

      С другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т.д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии.

      Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С началом школьного обучения они зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

      Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психо-физиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.

      Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него ещё в дошкольном возрасте.

Предпосылки успешного овладения письмом, чтением и иностранными языками

Слуховая функция.

 

       Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. А в современном цивилизованном обществе роль полноценного слуха для человека не только не уменьшилась, а даже возросла. Многие родители не дооценивают значение роли слуха в развитии у ребёнка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей заболеваниям ушей, недолеченность которых в большинстве случаев приводит к потере или снижению слуха.

      Но бывают нарушения слуха другого характера, которые родителям мало известны. Они заключаются в том, что нормально слышащий ребёнок не способен различать на слух акустически близкие звуки. Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков:

звонких - глухих (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж);

мягких – твёрдых (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь);

свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, с-т, т-ц, щ-ть, ч-ть);

сонорных согласных (л-р, ль-рь) и й.

 

Звуковой анализ слов.

 

       Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо ещё научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведён добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

      Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому дошкольник к первому классу должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове (Сколько всего звуков в слове «дом»?).

Звукопроизношение.

      Одним из важных звеньев становления речи у ребенка является овладение им правильным звукопроизношением.

      В три года ребёнок должен правильно произносить простые по своей артикуляции звуки речи (с, с’, з, з’, ц). К четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить более сложные звуки (ш, ж, ч, щ); к пяти годам – л, л’; к шести – р, р’.

      Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.

      Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка как в начальной школе, так и в старших классах.

      Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают неправильного произношения у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, а многие родители замечают, но нередко относятся к этому спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или это с возрастом «само пройдёт».

      При проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребёнка (ыба - рыба), постоянную замену одних звуков другими (лыба - рыба), взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков (сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька), звонких и глухих согласных (зупы – зубы, субы - зубы). Во всех этих случаях с началом школьного обучения на письме появятся пропуски или замены букв, у ребёнка возникнут большие трудности при изучении правил написания мягкого знака в начале, середине слова (строить, уголь, угольки), сомнительных согласных в конце и в середине слов (гриб, грибки)...

      Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения звука в слоге, слове, предложении, стихах, самостоятельной речи ребенка, поэтому, чем раньше вы обнаружите неправильное произношение звука и обратитесь за помощью к логопеду, тем быстрее устраните этот недостаток до начала школьного обучения.

Словарный запас.

       Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию.

      К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).

 

Грамматический строй.

 

       Большую роль в обогащении словарного запаса является овладение ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.

      К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

      В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.

Связная речь.

       Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.

      Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.

      Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно.

      Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).

Речевая коммуникация.

       К 6 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика.

       Чисто техническая сторона процесса письма невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом.

 

       Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

свернуть

Нормативные правовые документы

31.08.2021

 

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

Перечни учебных изданий для учреждений специального образования
Вспомогательная школа
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским (белорусским) языками обучения

Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Программы коррекционных занятий для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Первое отделение

Второе отделение

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушениями зрения

Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Учебные программы факультативных занятий специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Специальные дошкольные учреждения
Учебные программы для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения

Программы для специальных дошкольных учреждений

В помощь педагогам

 

 

свернуть

Выпускной экзамен по трудовому обучению

27.03.2020

Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» в X классе первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводится в период с 1 по 9 июня.

Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» состоит из теоретической и практической частей.

На практическую часть выпускного экзамена отводится от 1,5 до 2,5 часа. Во время выполнения практического задания может быть предусмотрен перерыв. При выполнении практического задания учащиеся могут пользоваться учебно-наглядными пособиями, технологической документацией.

По окончании практической части выпускного экзамена проводится теоретическая часть. Между практической и теоретической частями выпускного экзамена устанавливается перерыв продолжительностью 20 минут. На подготовку к устному ответу отводится не более 30 минут. В ходе подготовки обучающимся разрешается пользоваться технологической документацией.

 

свернуть

Консультация для родителей по обогащению словаря детей

02.04.2020

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

 

 

Упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

Скажи об игрушках сдловами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнение с глаголами

Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

 

Упражнение на подбор сравнений

Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

Например:

Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

     - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

     - Попробуй нарисовать это состояние погоды.

     - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

     - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

     - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.

   - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море   – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

свернуть

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)»

01.09.2020

 

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

 

Причины возникновения нарушений психического развития  многообразны, поэтому и  группа детей с нарушениями психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность формирование эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах –  преобладает отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности.

При организации обучения и воспитания ребенка  с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)  важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода особенностями в развитии ребенка, от проблем, связанных со сверхтребованиями, которые предъявляют родители и педагоги к ребёнку без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов развития.

Примерами требовательности к детям младшего школьного возраста могут служить сетования родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Нацеленность родителей на успешность ребенка объясняется незнанием ими возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, низким уровнем родительской компетентности и т.д. В подобных случаях главной задачей психолого-педагогической коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы улучшить степень постижения и принятия ребенка и укрепить детско-родительские отношения.

Для преодоления отклонений в развитии и их последствий необходимо своевременно организовать коррекционно-педагогические мероприятия с учетом особенностей и потребностей ребенка  с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Обучение и воспитание детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на практике показывает, что при умелой организации психолого-педагогической и методической организации учебного процесса позволяет прогнозировать положительные результаты освоения общеобразовательной программы детьми данной категории.

 

Рекомендации педагогам для работы с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)  

 

  1. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику ситуацию успеха.
  2. Для включения в работу необходимо дать ребенку время. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. ученики с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с трудом переключаются на новую деятельность.
  3. Дайте ребенку некоторое время на обдумывание вопроса и формулировки ответа, не создавайте ситуации внезапного вопроса.
  4. Для усвоения сложного материала необходимо его делить на части и давать их ребенку порционно, чтобы у ребенка было время его принять и осмыслить.
  5. Не требуйте от ребёнка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) изменить неудачный ответ, лучше спросите его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания не отвлекайте учащегося дополнительными инструкциями и уточнениями, помните, что у ребенка снижен процесс переключения.
  7. Умеренно используйте зрительные опоры на уроке (картины, схемы, таблицы) для более эффективного усвоения материала и не перегружайте объем восприятия, так как он у ученика с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)  несколько снижен.
  8. Применяйте методики двигательного, зрительного, слухового и кинестетического направления т.к. их применение активизирует работу всех анализаторов восприятия, что способствует усвоению учебного материала. Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Развивайте самоконтроль, предоставьте возможность самостоятельно находить свои ошибки и ошибки одноклассников – это способствует выработке навыков оценивания.
  10. Дайте возможность ребенку с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) понять, что быстрота и количество выполненных заданий не так важна, как ее правильность и качественное выполнение даже самых простых упражнений.
  11. Не забывайте об особенностях развития таких детей, используйте динамические паузы для отдыха (через 10 минут).
  12. Достаточно на уроке познакомить с двумя понятиями. Старайтесь активизировать не механическую, а смысловую память.
  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и применяя приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  14. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции, такие как: похвала, соревнования, смайлики, жетоны, фишки, наклейки и др. Это особенно актуально использовать на занятиях и в игровых ситуациях.
  15. Поддерживайте и создавайте благоприятную обстановку на уроке сохраняя атмосферу доброжелательности.
  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
  17. Применяемые приемы и методы должны соответствовать возможностям и потребностям детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и уверенности в своих силах.
  18. По мере возможности осуществляйте индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Уделяйте постоянное внимание развитию и коррекции всех видов деятельности детей.
  19. Привлекайте каждого ученика с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к активной, общественно полезной деятельности это способствует формированию крепкого ученического коллектива, учит доверять взрослым.

 

Таким образом, вся психолого-педагогическая работа с ребенком  с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)  должна быть нацелена на формирование и развитие гармоничной личности, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач. Кроме того, у ребенка с особыми образовательными потребностями, происходит осознание того, что, у каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше он научится понимать себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в согласии с собой и будет понят и принят окружающими людьми.

 

Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей  с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

  • срисовывание с образца;
  • работа с трафаретами;
  • обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
  • раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

  • в емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая;
  • сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
  • выкладывание фигурок из круп;
  • игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:

  • поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
  • проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
  • повторение ребенком задания вслух;
  • вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
  • привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Можно использовать разнообразные дидактические игры, с помощью которых возможно решать различные коррекционные задачи:

  • формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
  • развитие ручной моторики;
  • сенсорное воспитание;
  • развитие мышления;
  • развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

 

Рекомендации родителям. 

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Основными задачами работы с родителями можно считать:

  • помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
  • обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
  • ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов образовательного учреждения.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе с родителями будет сделан на просвещении.

В особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия. Границы между нормальным и аномальным ребенком прозрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. Среди детей с особыми образовательными потребностями дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В этиологии детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), так же как все другие дети с особыми образовательными потребностями, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».

Особые образовательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические.

Это потребности в:

  • ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;
  • получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития – в дошкольном возрасте;
  • периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 

Материалы подготовлены с использованием интернет-источников и периодической печати

 

свернуть