Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Долгиновская средняя школа»
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Многие родители дают ребёнку отдельные краткие объяснения и приучают детей к самостоятельности. Но, к сожалению, имеются такие родители, которые полностью выполняют домашнее задание вместо ребенка – «дабы не портить нервы себе и ребёнку». В последнем случае ребёнку оказывается медвежья услуга – он понимает, что домашнее задание можно самому не делать. В результате замедляется процесс приобретения необходимых умений и навыков, снижается успеваемость.
Во время оказания помощи в подготовке домашних заданий возникает масса проблем. В попытках справиться с детьми родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство ребят относительно одобрения со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Этого не происходит, если родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Представьте себе, что вы, как работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?..
Поэтому хочется предложить несколько советов по оказанию помощи своим детям в приготовлении уроков, чтобы предотвратить гнев и разочарование взрослых и детей.
Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.
Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Главное, чтобы время, отведенное на ее выполнение, ничем не прерывалось. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
Целесообразно предложить детям начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.
Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. Поэтому следует научить работать с вопросами в конце текста, чтобы школьник научился выделять важную информацию.
Чтобы дети не стремились запомнить абсолютно все, что написано в учебнике, целесообразно научить ребенка выделять в тексте главное.
Следует попробовать записывать текст на диктофон, чтобы было задействовано как можно больше разных органов чувств для получения информации, т.к. возрастает вероятность её усвоения.
Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
Уважаемые родители! Любите своих детей, помогайте им и результаты не заставят себя ждать.
Песочня терапия – отличный способ самовыражения для детей. Вспомните с каким удовольствием дети копошатся в песочнице, «пекут тортики» на берегу водоёма. Сейчас такую возможность можно создать в домашних условиях – стоит только купить ребёнку кинетический песок и предоставить ребёнку место. Занятия с песком не только развивают ребёнка, но и успокаивают его нервную систему.
Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией.
С ребёнком по-разному играть на подносе с пескомрекомендем использовать примерные варианты игр.
Игры на развитие зрительного восприятия.
Игры на развитие пространственной ориентации
Предлагаем ребёнку расположить игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. (Таким образом отрабатываем ориентировку на листе бумаги, развиваем мелкую моторику, концентрацию и распределение внимания, формируем контроль поведения.
Игры на развитие внимания.
Предлагаем детям рисовать на песке сразу обеими руками (одинаковые и разные изображения: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками). Таким образом развиваем распределение и переключение внимания, координацию движений рук и работы обоих полушарий головного мозга.
Игры на актуализацию знаний элементарных математических представлений.
Игры на развитие различных видов памяти
Игры на развитие мыслительных процессов
Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д.
Игры на совершенствование грамматического строя речи.
Игры на обучение грамоте.
Использование песочной терапии развивает мелкую моторику рук; мышление, память, внимание, восприятие; слух и восприятие; связную речь и словарный запас; развивает лексико-грамматические представления; помогает освоению навыков чтения и письма.
Таким образом, игры с песком очень эффективны, т.к. вызывают положительные эмоции у детей, помогают ребёнка раскрыться и раскрепоститься.
Помните! Время, проведённое с Вашим ребёнком, не потрачено даром, а проведено с пользой!
Материал подготовлен с использованием интернет-источников
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, сочетающихся со зрительной системой, в выполнении точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног.
Мелкая моторика влияет на речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Т.к. центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и реже встречается дисграфия (нарушение письма).
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.
Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Можно перебирать крупные и мелкие предметы: бусы, фасолины, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезны игра с мозаикой и конструктором, складывание пазлов.
С раннего детства с детьми разучиваются пальчиковые игры, сопровождающиеся декламированием подходящих стихов. А потом упражнения постепенно усложняются
Не стремитесь делать всё за ребёнка, Ежедневное самостоятельное застегивание пуговиц, завязывание шнурков – даёт возможность мелкой моторике тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений. Можно дополнительно научить ребёнка завязывать узелки на верёвочке – это не только займёт детей на некоторое время, но и пригодится в жизни. Мелкую моторику детей хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вязание, вышивание, ручной труд. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что содействует большему развитию мелкой моторики.
Приучайте детишек изготавливать подарочки своими руками, используя подручный материал:
Не лишайте возможности мальчишек поиграть с болтами и гайками, а так же вышедшими из строя технические приборы (телефоны, калькуляторы и т.п.)
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Подготовлено по материалам интернет-источников
Уважаемые родители!
Если Вы заметили у ребёнка проблемы в речевом развитии, то в первую очередь займитесь укреплением организма ребёнка. Организуйте правильный режим дня, наладьте сбалансированное питание, постоянно занимайтесь с ребёнком физкультурой, проводите различные водные процедуры.
Постарайтесь выяснить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так при нарушении аппетита следует принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить его, чередуя угрозы и обещания.
При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо попытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Подготовлено по материалам интернет-источников
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка 6 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача дефектолога – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Материал подготовлен с использованием интернет-источников
Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств, известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.
Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания разнообразны.
Одним из таких факторов является испуг который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне.
Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может возникнуть в результате травмы головы и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедность словарного запаса и нарушением грамматического строя.
Заикание может возникнуть при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители разучивают с ребёнком различные рассказы, сказки, стихи, которые для него имеют возрастную сложность.
Причиной заикания может стать подражание и длительное стрессовое состояние.
Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет.
Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. При этом нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.
По степени проявления заикание может быть лёгким (слабым), средним и тяжёлым (сильным).
Лёгкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжёлой степени, в результате сильных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
При заикании трудно произносятся согласные, причём больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.
Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и т.д.
Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати.
Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого боятся или уважают, после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.
Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжёлые и всегда новые психические травмы.
В результате возникает стойкий патологический речевой рефлекс.
Помощь родителей
заикающемуся ребёнку
При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.
Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребёнку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны родителей и близких.
Родители должны строго соблюдать режим дня для своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2-3 часа. Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр взрослых телепередач.
Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Это сказывается на работе центральной нервной системы. Не нужно заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой, изучением иностранного языка.
Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье.
Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребёнку.
Материал подготовлен с использованием интернет-источников
В четверг, 25 ноября, в ГУО «Долгиновская средняя школа» в рамках благотворительного марафона «Делай великое, не ожидая великого» был проведён урок «Твори добро». Ребята получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и о способах их преодоления. Поучились общаться со слепоглухими людьми, увидели специальные технические приспособления, которые облегчают жизнь людей с инвалидностью. Мальчишки и девчонки узнали об участниках параолимпийских игр в Токио, об их победах, а также познакомились с образом жизни Алексея Талая.
В конце урока школьники пришли к выводу, что все люди разные, но им интересно общаться друг с другом. Люди с инвалидностью такие же, как и все мы – они не нуждаются в жалости, а нуждаются в нашей помощи и поддержке, понимании и дружбе.
Таким образом, всем стало понятно, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, потому что он такой же человек, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.
В последнее время среди многих родителей бытует мнение о том, что если ребёнок занимается с учителем-дефектологом, значит с ребёнком что-то не так. Знайте, учитель-дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Помните родители, Вы можете задать все интересующие вас вопросы и получить квалифицированную помощь и поддержку!
Советы родителям:
1) не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
2) самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
3) помните, если ваш ребенок особенный, и вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя-дефектолога позволит вашему ребенку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально компенсировать особенности развития.
Приоритетное направление работы учителей-дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка особенностей развития, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.
Учитель-дефектолог осуществляют работу по следующим направлениям:
- развитие и коррекция внимания;
-развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
-развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая, словесно-логическая);
- развитие и коррекция мышления;
- развитие и коррекция речи (устная, письменная);
- развитие и коррекция моторики (моторной функции);
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
-развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности.
Материал подготовлен с использованием интернет-источников
Часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются?» Как ни посмотришь – все играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?»
Как же многие родители ошибаются! Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики – не готовит детей к овладению письменными навыками?
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
Предложите ребёнку помочь перебрать вам крупу, при этом: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать крупинки между большим и указательным пальцами, совать пальцы в мешок.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, сопровождая это словами:
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Можно предложить ребёнку перекатывать пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Возникают проблемы у дошкольников и младших школьников, с умением ориентировать в пространстве и на листке бумаги. В этом случае можно предложить ребёнку рисование по клеточкам или написать графический диктант:
Для развития мелкой моторики продаются готовые пластмассовые трафареты на разные темы: «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д. Дети обводят их, а затем раскрашивают. Также можно отрабатывать штриховку в разных направлениях. Детям старшего дошкольного возраста предложите выложить из палочек то, о чём говорится в стихотворении:
Я строил рожицу
В зеркале себе.
Рожица смешною
Показалась мне (выкладывать смешную рожицу).
Материал подготовлен с использованием интернет-источников
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут
самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.
Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.
Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.
Материалы подготовлены с использованием интернет источников
Итоги районного смотра-конкурса на лучший кабинет пункта коррекционно-педагогической помощи
В конкурсе приняли участие 20 учреждений образования.
На основании решения жюри конкурса Дипломом II степени управления по образованию, спорту и туризму награждено ГУО «Долгиновская средняя школа», учитель-дефектолог Тимощук Наталья Анатольевна! Поздраляем!
В Долгиновской СШ состоялся конкурс литературно-музыкальных композиций «Добро отзывчиво, как эхо», приуроченный к Международному дню инвалидов.
Победили в конкурсе следующие работы:
«Самая добрая песенка», автор Ульянко Анна, учащаяся 5 класса.
«Урок доброты», автор Скадиня Диана, учащаяся 11 класса.
Работы победителей отправлены на районный этап конкурса.
Общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе значительно сдвинулись.
С другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т.д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии.
Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С началом школьного обучения они зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психо-физиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.
Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него ещё в дошкольном возрасте.
Предпосылки успешного овладения письмом, чтением и иностранными языками
Слуховая функция.
Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. А в современном цивилизованном обществе роль полноценного слуха для человека не только не уменьшилась, а даже возросла. Многие родители не дооценивают значение роли слуха в развитии у ребёнка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей заболеваниям ушей, недолеченность которых в большинстве случаев приводит к потере или снижению слуха.
Но бывают нарушения слуха другого характера, которые родителям мало известны. Они заключаются в том, что нормально слышащий ребёнок не способен различать на слух акустически близкие звуки. Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков:
звонких - глухих (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж);
мягких – твёрдых (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь);
свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, с-т, т-ц, щ-ть, ч-ть);
сонорных согласных (л-р, ль-рь) и й.
Звуковой анализ слов.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо ещё научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведён добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.
Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому дошкольник к первому классу должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове (Сколько всего звуков в слове «дом»?).
Звукопроизношение.
Одним из важных звеньев становления речи у ребенка является овладение им правильным звукопроизношением.
В три года ребёнок должен правильно произносить простые по своей артикуляции звуки речи (с, с’, з, з’, ц). К четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить более сложные звуки (ш, ж, ч, щ); к пяти годам – л, л’; к шести – р, р’.
Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.
Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка как в начальной школе, так и в старших классах.
Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают неправильного произношения у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, а многие родители замечают, но нередко относятся к этому спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или это с возрастом «само пройдёт».
При проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребёнка (ыба - рыба), постоянную замену одних звуков другими (лыба - рыба), взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков (сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька), звонких и глухих согласных (зупы – зубы, субы - зубы). Во всех этих случаях с началом школьного обучения на письме появятся пропуски или замены букв, у ребёнка возникнут большие трудности при изучении правил написания мягкого знака в начале, середине слова (строить, уголь, угольки), сомнительных согласных в конце и в середине слов (гриб, грибки)...
Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения звука в слоге, слове, предложении, стихах, самостоятельной речи ребенка, поэтому, чем раньше вы обнаружите неправильное произношение звука и обратитесь за помощью к логопеду, тем быстрее устраните этот недостаток до начала школьного обучения.
Словарный запас.
Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию.
К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).
Грамматический строй.
Большую роль в обогащении словарного запаса является овладение ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.
К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.
В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.
Связная речь.
Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.
Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.
Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно.
Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).
Речевая коммуникация.
К 6 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика.
Чисто техническая сторона процесса письма невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Нормативные правовые документы
Инструктивно-методические письма
Учебные планы специального образования
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения
Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения
Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским (белорусским) языками обучения
Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)
Программы коррекционных занятий для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)
Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
Первое отделение
Второе отделение
Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушениями зрения
Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)
Учебные программы факультативных занятий специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения
В помощь педагогам
Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» в X классе первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводится в период с 1 по 9 июня.
Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» состоит из теоретической и практической частей.
На практическую часть выпускного экзамена отводится от 1,5 до 2,5 часа. Во время выполнения практического задания может быть предусмотрен перерыв. При выполнении практического задания учащиеся могут пользоваться учебно-наглядными пособиями, технологической документацией.
По окончании практической части выпускного экзамена проводится теоретическая часть. Между практической и теоретической частями выпускного экзамена устанавливается перерыв продолжительностью 20 минут. На подготовку к устному ответу отводится не более 30 минут. В ходе подготовки обучающимся разрешается пользоваться технологической документацией.
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
Скажи об игрушках сдловами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
- Попробуй нарисовать это состояние погоды.
- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
- отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Причины возникновения нарушений психического развития многообразны, поэтому и группа детей с нарушениями психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность формирование эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах – преобладает отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности.
При организации обучения и воспитания ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода особенностями в развитии ребенка, от проблем, связанных со сверхтребованиями, которые предъявляют родители и педагоги к ребёнку без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов развития.
Примерами требовательности к детям младшего школьного возраста могут служить сетования родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Нацеленность родителей на успешность ребенка объясняется незнанием ими возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, низким уровнем родительской компетентности и т.д. В подобных случаях главной задачей психолого-педагогической коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы улучшить степень постижения и принятия ребенка и укрепить детско-родительские отношения.
Для преодоления отклонений в развитии и их последствий необходимо своевременно организовать коррекционно-педагогические мероприятия с учетом особенностей и потребностей ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Обучение и воспитание детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на практике показывает, что при умелой организации психолого-педагогической и методической организации учебного процесса позволяет прогнозировать положительные результаты освоения общеобразовательной программы детьми данной категории.
Рекомендации педагогам для работы с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Таким образом, вся психолого-педагогическая работа с ребенком с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) должна быть нацелена на формирование и развитие гармоничной личности, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач. Кроме того, у ребенка с особыми образовательными потребностями, происходит осознание того, что, у каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше он научится понимать себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в согласии с собой и будет понят и принят окружающими людьми.
Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:
В работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Можно использовать разнообразные дидактические игры, с помощью которых возможно решать различные коррекционные задачи:
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
Рекомендации родителям.
Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Основными задачами работы с родителями можно считать:
Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.
Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе с родителями будет сделан на просвещении.
В особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия. Границы между нормальным и аномальным ребенком прозрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. Среди детей с особыми образовательными потребностями дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В этиологии детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), так же как все другие дети с особыми образовательными потребностями, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».
Особые образовательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические.
Это потребности в:
Материалы подготовлены с использованием интернет-источников и периодической печати