Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Долгиновская средняя школа имени В.И.Слободчикова»
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Причины возникновения нарушений психического развития многообразны, поэтому и группа детей с нарушениями психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность формирование эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах – преобладает отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности.
При организации обучения и воспитания ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода особенностями в развитии ребенка, от проблем, связанных со сверхтребованиями, которые предъявляют родители и педагоги к ребёнку без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов развития.
Примерами требовательности к детям младшего школьного возраста могут служить сетования родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Нацеленность родителей на успешность ребенка объясняется незнанием ими возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, низким уровнем родительской компетентности и т.д. В подобных случаях главной задачей психолого-педагогической коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы улучшить степень постижения и принятия ребенка и укрепить детско-родительские отношения.
Для преодоления отклонений в развитии и их последствий необходимо своевременно организовать коррекционно-педагогические мероприятия с учетом особенностей и потребностей ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Обучение и воспитание детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на практике показывает, что при умелой организации психолого-педагогической и методической организации учебного процесса позволяет прогнозировать положительные результаты освоения общеобразовательной программы детьми данной категории.
Рекомендации педагогам для работы с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Таким образом, вся психолого-педагогическая работа с ребенком с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) должна быть нацелена на формирование и развитие гармоничной личности, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач. Кроме того, у ребенка с особыми образовательными потребностями, происходит осознание того, что, у каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше он научится понимать себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в согласии с собой и будет понят и принят окружающими людьми.
Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:
В работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Можно использовать разнообразные дидактические игры, с помощью которых возможно решать различные коррекционные задачи:
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
Рекомендации родителям.
Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Основными задачами работы с родителями можно считать:
Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.
Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе с родителями будет сделан на просвещении.
В особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия. Границы между нормальным и аномальным ребенком прозрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. Среди детей с особыми образовательными потребностями дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В этиологии детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), так же как все другие дети с особыми образовательными потребностями, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».
Особые образовательные потребности детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические.
Это потребности в:
Материалы подготовлены с использованием интернет-источников и периодической печати