Реализация проектов

Отчёт о реализации педпроекта за 2023/2024 учебный год

13.05.2024
В течение 2023/2024 учебного года осуществлялся подготовительный этап реализации проекта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики». Задачей данного этапа являлась подготовка к реализации проекта.
развернуть

Организационно-управленческие условия:

  • создание команды по организационной и методической поддержке педагогического проекта;
  • рассмотрение на совещании при директоре вопроса о внедрении педагогического проекта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики»;
  • включение в перспективный план воспитательной работы учреждения образования мероприятий по внедрению педагогического проекта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики»;
  • включение вопросов формирования метапредметных компетенций учащихся в тематику заседаний школьных методических формирований;
  • изучение нормативных и правовых документов;
  • собеседование с педагогами, включёнными в проектную деятельность, об особенностях данного направления работы;
  • обсуждение педагогического проекта с Народным художником Беларуси, скульптором В.И.Слободчиковым, согласование эскизов будущих скульптур;
  • разработка показателей эффективности работы и комплекса мер поощрения участников проекта.

 

Психолого-педагогическое сопровождение

В течение 2023/2024 учебного года были проведены:

  • первичный мониторинг уровня воспитанности учащихся – участников педагогического проекта в ноябре;
  • обработка данных, определение степени соответствия достигнутых результатов критериям и показателям оценки, обобщение, оформление и представление результатов диагностики;
  • оценка эффективности проекта в соответствии с критериями и показателями;
  • диагностика готовности и мотивации к проектной деятельности субъектов образовательной среды, убеждение в необходимости внедрения педагогического проекта;
  • вторичный мониторинг уровня воспитанности учащихся – участников педагогического проекта в апреле (приложение 1).

 

Организация деятельности участников проекта:

  • формирование ученической и педагогической группы участников проекта;
  • планирование работы группы на перспективу и на срок 1 год.

 

Результаты реализации проекта

  1. Рассмотрение на совещании при директоре в августе вопроса о внедрении педагогического проекта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики» в годовой план работы.
  2. Проведение заседаний школьных методических формирований учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла, учителей естественно-математического цикла, включение вопросов музейной педагогики в содержание учебных и факультативных занятий.
  3. Оборудование музейной комнаты по вопросу геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (локации «Стена памяти», «Живая память благодарных поколений», «Память и боль Вилейской земли», инсталляция «Марш жизни», интерактивно-информационные кубики «Геноцид детей»).
  4. Разработка текстов экскурсий по локациям музейной комнаты (приложение 2).
  5. Педагогический совет «Музейная педагогика в формировании метапредметных компетенций школьников».
  6. Общешкольное родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства».
  7. Организация поисковых работ «Война в истории моей малой родины и моей семьи».
  8. Организация образовательных экскурсий для учащихся по памятным местам и музеям под девизом  «Нам дороги эти позабыть нельзя».
  1. Проведение цикла мероприятий по вопросу геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в рамках методической декады «Без права на забвение» классными руководителями всех классов (приложение 3).
  2. День памяти жертв Холокоста «Дорога страданий: как это было…».
  3. Проведение открытых учебных и факультативных занятий на базе музейной экспозиции по геноциду в рамках методической декады «Память бережно листая».
  4. Диалоговая площадка «Есть ли герои в наше время? Историческая правда».
  5. Встреча поколений ко Дню Победы «Нам 45-ый не забыть, нам 41-ый вечно помнить».
  6. Освещение вопросов реализации педпроекта на школьном сайте и в районной газете «Шлях перамогі».

 

Критерии и показатели оценки

результатов педагогического проекта

 

Критерии

Показатели

Способы измерения

Оценка результатов

уровень воспитанности

сформированность представлений о гражданско-патриотических основах общества; следование нравственным нормам; приобретение высоких моральных качеств.

 

педагогическое наблюдение

средний: учащиеся-участники педагогического проекта умеют применять свои знания на практике; совместно с педагогом могут организовать взаимосвязь своих знаний с практической деятельностью

уровень активности

 

количество участников образовательного процесса учреждения образования, принявших участие в мероприятиях проекта.

педагогическое наблюдение

средний: понимание важности  освоения музейной педагогики; выполнение заданий репродуктивного характера самостоятельно

уровень эффективности

 

 характер выполнения целей и задач проекта; творческое осмысление мероприятий проекта его участниками.

экспресс-опрос,

педагогическое наблюдение

средний: умеют отстоять своё мнение, творчески интерпретировать полученное задание,  но не всегда самостоятельно справляются с трудностями (требуется  помощь взрослых)

 

 

Приложение 1

Информация

по результатам повторного исследования уровня воспитанности

учащихся ГУО «Долгиновская средняя школа имени В.И.Слободчикова»

в 2023/2024 учебном году

В  ГУО «Долгиновская средняя школа имени В.И.Слободчикова» в апреле 2024 года было проведено повторное мониторинговое исследование  уровня воспитанности, в котором приняли участие учащиеся 1-11 классов, которые являются участниками областного педагогического проекта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики». Целью данного исследования было определение уровня воспитанности участников проекта в сравнении с первичным мониторингом.

Методом исследования послужила диагностика, в ходе которой были изучены такие гражданские качества, как:

  1. Патриотизм
  2. Уважение к закону.
  3. Толерантность.
  4. Любовь к Родине.
  5. Небезразличие к судьбе своей страны.
  6. Активность в жизни своего государства.

       В исследовании принимали участие классные руководители и учащиеся.

1 класс – 9 учащихся.            2 класс – 9 учащихся.

3 класс – 12 учащихся.          4 класс – 10 учащихся.

5 класс – 12 учащихся.          6 класс  – 16 учащихся.

7 класс– 16 учащихся.           8 класс– 17 учащихся.

9 класс – 15 учащихся.          10 класс – 5 учащихся.

11 класс – 8 учащихся.

Уровень воспитанности оценивался по 5-тибалльной шкале.

При анализе результатов воспитанности были получены следующие данные (средний балл):

1 класс – высокий уровень (4,7),     2 класс – высокий уровень (4,6),

3 класс – высокий уровень (4,5),     4 класс – высокий уровень (4,6),

5 класс – хороший уровень (4,3),    6 класс – высокий уровень (4,6),

7 класс – высокий уровень (4,8),     8 класс – хороший уровень (4,2),

9 класс – хороший уровень (4,1),    10 класс – высокий уровень (4,6).

11 класс – высокий уровень (4,9).

По результатам проведенного повторного исследования можно увидеть, что у учащихся  6 класса средний балл по классу изменился.  Был –  4,1, стал –  4,6, уровень воспитанности из  хорошего поднялся на высокий уровень. А в 9 классе уровень воспитанности из среднего уровня  поднялся на  хороший.  Общий уровень воспитанности учаcтников проекта – высокий (4,5). Здесь также наблюдается динамика.

 

 

Приложение 2

Экскурсия у инсталляции «Марш жизни»

в музейной комнате по геноциду белорусского народа

 в годы Великой Отечественной войны

 

Руководитель музея

Инсталляция музейной комнаты «Марш жизни», в виде фрагмента гетто, рассказывает о трагической судьбе наших земляков, односельчан, евреев в годы Великой Отечественной войны.

Учащаяся-экскусовод

Наше Долгиново до войны было небольшим городком, где проживало 5000 человек. Большинство было евреев – около 3000.

Уже 28 июня 1941 года Долгиново оккупировал враг. На захваченной территории фашисты установили «новый порядок» - жестокий режим насилия, грабежа, кровавого террора. Немцы в первый день провели показательное наказание.

В конце января 1942 года прибыла колонна машин, которая доставила карательный отряд – отряд смерти. В него входили литовцы, латыши, белорусы, полицаи. Всего было 3000 человек.

Каратели схватили 800 евреев и начали сортировать по профессиям. А остальных построили в колонну по 4 человека и погнали на место расправы – усадьбу осадника, через мост, за реку, на окраину городка, где евреи и встретили страшную смерть.

В конце февраля 1942 года в Долгиново было создано гетто. Гетто было ограждено деревянными досками и колючей проволокой, укреплено валом. Жизнь в гетто была невыносимой: люди голодали, не хватало воды. Узники гетто тяжело работали.

Первая ликвидация гетто произошла в конце апреля.

Утром, 29 апреля 1942 года, каратели окружили гетто. Большое количество солдат, подразделений СС и гестапо наполнили городок. Погром продолжался три дня. Во время второго погрома в период с марта по май было убито еще около 2000 тысяч человек.

Последнее массовое убийство евреев в Долгинове произошло 5 июня 1942 года.

Массовое уничтожение евреев нацисты называли акциями. В результате было убито около 3000 евреев, 1200 были заживо сожжены.

Из всех евреев, живших в довоенное время, уцелело человек 300.

218 евреям жизнь спас Николай Киселев, который был политруком партизанского отряда «Мститель».

Переход был очень тяжелый, шли ночью, несколько раз попадали на немцев, в любой момент людей могли увидеть.

А девочка, двухлетняя Берта, все время плакала. Родители не могли ее успокоить и приняли страшное решение –  утопить.

И тогда Николай Киселев взял девочку на руки и нес ее до конца пути. Она больше не плакала. Маленькая Берта выжила.

Поход продолжался около двух месяцев. За линию фронта удалось вывести 218 человек.

 

Учащаяся читает стихотворение Ольги Киевской «Долгиновское гетто»

Вины фашизму не избыть.

В октябрь скатывалось лето…

Ужели можно позабыть

Расстрел  Долгиновского гетто?

 

Пять тысяч душ  там полегло,

Но двести  вырвались от смерти.

А почему им повезло?

Ты обратись с вопросом к Берте.

 

Услышьте те, кто не палач.

Взгляните в прошлое, поверьте.

О, русские! Услышьте плач,

Несчастный  плач еврейской Берты.

 

Она мала. Ей страшен лес.

И ей родители не рады.

Орущий ангел – сущий бес,

Угроза  беглому отряду.

 

Необходима тишина –

Фашисты рядом. Берта плачет.

И то родителей вина,

Что дочка им чего-то значит!

 

В отряде целых двести душ…

А дочка плачет слишком громко.

И мать с отцом решили уж

Убить несчастного ребёнка.

 

Но спорили до хрипоты,

У речки дочку отпевали.

И с криком: «Ты – давай!», «Нет - ты!»

Друг другу девочку бросали.

 

И  дочка всё смогла понять.

Уж не любимица, а  жертва.

«Не надо, мама, убивать,

Я жить хочу», – рыдала Берта.

 

И  тут…. явился политрук

(Безносой  выдал он отсрочку)

И  вырвал из дрожащих рук

Родителей  он кроху-дочку.

 

И  нёс ребёнка в тишине,

Спасая от конца лихого,

И дочь притихла на  спине

У  Николая Киселёва.

 

Страдал от голода и ран,

Не допускал Костлявой пира

Простой советский партизан

И Праведник народов мира.

 

Вины фашизму не  избыть.

В октябрь скатывалось лето…

И  мир не смеет позабыть

Расстрел  Долгиновского гетто.

 

Пять тысяч душ там  полегло,

Но двести вырвалось от смерти…

А почему им повезло?

Ты обратись с вопросом к Берте.

Руководитель музея

Девочка Берта выжила. Сегодня ей примерно 85 лет, живет в Израиле.

«Дорогая Берта, я пишу тебе письмо…»

Что бы вы в своем письме написали девочке Берте? О чем рассказали, какие бы задали вопросы? (Ответы детей.) Если кто желает написать письмо, напишите и принесите в наш музей.

 

 

Приложение 3

 

Сценарий музейного занятия

«Нельзя забыть, нельзя оправдать, нельзя простить»

 

Цель: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси.

Задачи

  • показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении детей в годы войны;
  • сформировать у обучающихся непримиримую позицию осуждения нацизма и неонацизма;
  • воспитывать личностные качества патриота и гражданина.

Целевая аудитория – 5-8 классы

       Место проведения: музейная комната «Геноцид белорусского народа в 1941-1945 годы».

Ход занятия

Вступительное слово

Руководитель музея. Здравствуйте, ребята, сегодня наше музейное занятие мы проводим в музейной комнате «Геноцид белорусского народа в 1941-1945 годы». Война стала трагическим событием в истории Беларуси, она ворвалась в каждый дом, унесла жизни миллионов, искалечила судьбы людей, разрушила светлые мечты и надежды, омыла кровью и слезами детство…

Видеосюжет  «Красный Берег».

Ребята!  О чём нам рассказывает этот видеосюжет?  (Ответы детей.)

    Красный Берег – бывший детский донарский лагерь смерти. На его месте возведён мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны», детям, прошедшим фашистский ад. Он расположен в очень красивом яблоневом саду – вокруг тишина и покой. Мемориал погибшим детям, аналогов которому нет в мире,  стал второй Хатынью в Беларуси. Кораблик с именами погибших малышей, мертвый класс из белого бетона, болезненная тишина и ни одного упоминания о страшном событии. Три ряда парт – три года оккупации, семь парт в каждом ряду – семь тысяч разгромленных школ. Пустой класс. Парты…  За них никто и никогда не сядет.

Руководитель музея. Как вы думаете, чему будет посвящено наше музейное занятие? (Ответы детей.)

Сегодня наше музейное занятие посвящается детям войны, чьё детство сжигали, расстреливали, убивали.

По подсчётам исследователей, в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа, в детских концлагерях – их было 14 в Беларуси – уничтожено 35 тысяч детей, более 167 тысяч умерли от голода и болезней за колючей проволокой, были расстреляны и сожжены в ходе нацистских карательных акций.

Каждому нормальному человеку ясно, дети – это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашисты их зверски уничтожали.

Этого нельзя забыть, нельзя понять, нельзя оправдать, нельзя простить…

Звучит фоновая музыка. Моцарт. «Музыка Ангелов».

Театрализация стихотворения Л. Тасси «Мишка».

Звучит детский смех, который прерывается звуками войны. На фоне песни «Священная война» читают стихотворение Т. Лавровой «В тот страшный день».

Руководитель музея.

Война и дети…

Судьбы их складывались по-разному. В конце июня Долгиново было оккупировано немцами. Осенью здесь организовали гетто. В ходе трех акций были уничтожены 3000 евреев – женщин, детей, мужчин, из них 1200 заживо сожжены. 218 спас Николай Киселев. Ради спасения им пришлось идти без остановок десятки километров сутками через муки, боль, голод и холод. Среди них была маленькая девочка Берта.

Звучит стихотворение О.Киевской «Долгиновское гетто» (Чтение сопровождается кадрами из фильма «Праведник»)

Руководитель музея.

Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей граждан мира.

Видеопрезентация «Дети жертвы войны»

 (Чтец озвучивает презентацию.)

1 слайд. Давным-давно на свете появилось зло,

 Жизнь только зарождалась,

И миром правило оно,

От счастья и любви скрывалось.

 

2 слайд. Его задача - сеять страх,

Внушать отчаяние и дрожь,

От доброты оставить прах,

Чтоб правда превратилась в ложь.

 

3 слайд. Нигде защиты не найти,

Не спрятаться, не скрыться,

И некому людей спасти,

Тогда осталось лишь молиться.

 

4 слайд. Возвели дети к небу руки

И со слезами на глазах

Молили уберечь от муки.

 

5 слайд. Мирное счастье миллионов семей в одночасье было нарушено

залпами Второй мировой войны.

 

6 слайд. Многие погибли в первые дни войны.

Участью других стала мучительная смерть в газовых камерах. Эшелоны с узниками ежедневно прибывали в лагеря смерти.

 

7 слайд. «Труд освобождает» - читали десятки тысяч человек на воротах лагеря смерти «Освенцим», чтоб  никогда не освободиться.

 

8 слайд. Для того,чтобы заглушить крики детей, которых разлучили с матерями, ежедневно играл оркестр.

 

9 слайд. Страшное слово селекция для многих,а особенно для детей, означало либо мгновенную смерть в газовых камерах, либо медленную смерть от голода и непосильного труда.

 

10 слайд. Страдания детей были невыносимы.

Вырванные из мирного детства, разлученные с родными, они смотрели в лицо смерти.

 

11 слайд.   Дети с матерями-узницами в лагере находились недолго. Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в отдельный барак, где они умирали от болезней и истощения.

 

12 слайд. Дети постарше получали свой номер, полосатую одежду

заключенного, ложку, котелок и кружку. Впереди был непосильный труд, смерть от болезней и медицинских экспериментов.

 

13 слайд. В лагерях часто проводились медицинские эксперименты над детьми. Так, доктор Менгеле проводил  опыты над близнецами. У многих детей забирали кровь для раненых солдат.

 

Руководитель музея.

Детские зоны, детские бараки…  Это не только символы фашистского варварства, но и вечный укор человечеству.

Под фоновую музыку Моцарта из «Реквиема» звучит стихотворение «Пепел» Э.Межелайтес.

 

Руководитель музея.

В Берлине, в Германии, в  стране, которая напала на нашу Родину, стоит памятник русскому солдату.

Во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает… В отличие от фашистов, которые уничтожали самое дорогое – детей.

Памятник, который стоит в Берлине, напоминает всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, которые спасли 198 немецких детей за годы войны.

Звучит стихотворение  Георгия Рублёва «Русский солдат».

Руководитель музея.

 Ребята, как вы думаете, о чем думал советский солдат, когда спасал немецкую девочку? (Ответы детей.)

Какие качества присущи нашему солдату? (Ответы детей.)

Что для него важно? (Ответы детей.)

Руководитель музея.

 Местами нашей памяти являются памятники и обелиски. «Детям войны» - так называется скульптурная композиция, автором которой является народный художник Беларуси Владимир Иванович Слободчиков, чье имя носит наша школа. Композиция  выполнена из бронзы, представляет собой фигуру девочки-подростка, которая стоит на крыльце сгоревшего дома, прижимает к себе маленького братика. Дети будто замерли в проеме опустевшего и обьятого пламенем дома. Еще уцелел косяк двери, на котором видны зарубки, традиционно отмечающие рост детей. Среди них последняя зарубка детства с пометкой 1941 год. Фигуры детей установлены  на крыльце из пяти ступеней красного гранита, символизирующие пять лет войны.

Демонстрируется видеообращение  В.И.Слободчикова к детям.

Руководитель музея.

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти, а война эту жизнь отнимает.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

        В память о погибших,

        В память об умерших

        Мы зажигаем свечи.

        Несите их свет, их тепло в душе своей

        Ради нас, ради живых.

Зажигается свеча. Звучит голос за кадром, голос памяти

- Гори, свеча, гори, не затухай,

Непроходящей болью будь.

Пусть в пламени твоём встают те,

Чей оборвётся путь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме,

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне.

Чтец.

Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье… А ещё есть важное слово – МИР.  Мир – это Земля, это солнце, небо, звёзды, люди, дети, мечты и надежды. Мир – это спокойная, радостная жизнь. Нет войны, нет горя, нет слёз. Мир – главное слово на свете. Мир нужен всем.

            Пусть навек исчезнут войны,

            Чтобы дети всей Земли

            Дома спать могли спокойно,             Танцевать и петь могли.

            Мы не забудем грозных лет.

            Пусть будет мир, пусть будет свет!

            Не скрыться солнцу в дымной мгле –

            Пусть будет мир на всей Земле!

            Пусть всегда будет детство!

Учащиеся исполняют песню  «Не отнимайте солнце у детей» на слова

В.Попкова, музыку Е. Лучникова)

 

Руководитель музея.

Благодаря нашей памяти, продолжают свято жить в сердце каждого человека горькие и героические годы войны. У меня в руках «Лента памяти».

Мы будем её передавать друг другу и делиться своими чувствами, эмоциями, впечатлениями, мыслями, которые вызвало у вас наше музейное занятие. (Ответы детей.)

Благодарю всех, кто был сегодня с нами.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Музейная педагогика

01.09.2023
С 1 сентября 2023 года в нашем учреждении образования реализуется областной педагогический проект «Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами музейной педагогики»
развернуть

Актуальность данного проекта заключается и в том, что перед системой образования остро стоят следующие вопросы: могут ли педагоги сегодня формировать метапредметные  результаты, которые предполагают,  что  учащиеся  будут  владеть универсальными  учебными  умениями  информационно-логического,    организационного характера, широким спектром компетенций  для  сбора,  хранения,  преобразования  и  передачи различных  видов  информации,  базовыми  навыками  исследовательской  деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.

Цель: Становление и развитие личности обучающегося, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Задачи проекта:

  1. Организовать работу поискового отряда обучающихся для пополнения материалами музейной комнаты по геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
  2. Разработать и организовать проведение экскурсий, учебных и факультативных занятий, внеклассной работы в музейной комнате с привлечением местного краеведческого материала времён Великой Отечественной войны, документов Следственного комитета.
  3. Включить в образовательный процесс учреждения образования мероприятия и деятельность детей и взрослых в музейной комнате с целью воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся, подготовки выпускников учреждения образования к укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор в самостоятельной жизни.

Модель будущего образовательного процесса

 Гипотеза: через организацию совместной деятельности можно осуществить становление
и развитие личности обучающегося, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Прогнозируемые результаты:

Для учащихся:

  • сформируются представления о гражданско-патриотических основах общества;
  • разовьются такие метапредметные компетенции, как учебно-познавательные, проблемно-поисковые, информационные, коммуникативные;
  • приобретут высокие гражданские качества (патриотизм, уважение к закону, толерантность, любовь к Родине, небезразличие к судьбе своей страны, активность в жизни своего государства);
  • получат возможность развить творческие способности.

Для учреждения образования:

  • оборудуется музейная комната, посвящённая геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • появится авторская скульптура «Уходящие евреи» на школьной территории скульптора В.И.Слободчикова;
  • будут разработаны экскурсии по новым музейным экспозициям.

Скачать ПЕДПРОЕКТ Долгиновская СШ.docx

        

 

свернуть
26 апреля, пятница

Экскурсия в Хатынь

подробнее...
5 апреля, пятница

Проект "Беларусь помнит. Помним каждого"

подробнее...