Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Долгиновская средняя школа имени В.И.Слободчикова»
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими показателями оценки результатов учебной деятельности (Приложение).
Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе.
ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 «Об утверждении правил проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых». Обращаем внимание, что некоторые формы документов, указанные ниже, утвержденные данным постановлением, приведены в соответствие с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). К таким документам относятся:
К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов. Если итоговая отметка по учебному предмету «Трудовому обучению» ниже 3 (трех) баллов (2 (два) балла, 1 (один) балл, 0 (ноль) баллов), то учащиеся к квалификационному экзамену не допускаются. К сдаче квалификационного экзамена также не допускаются учащиеся, которые не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы, а также учащиеся, пропуски занятий которыми превышают 30 и более процентов учебных часов по учебному предмету «Трудовое обучение».
В случае освобождения учащегося в X (XI), и (или) в XI (XII) классах от профессиональной подготовки по состоянию здоровья, итоговая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» ему не выставляется, учащийся квалификационный экзамен не сдает, за четверть (год) вносится запись «освобожден(а)».
Для проведения квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения образования, на базе которого осуществляется профессиональная подготовка. Председателем государственной квалификационной комиссии назначается педагогический работник, либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Кандидатура председателя государственной квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав государственной квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, УПТО, УССО УВО, иных учреждений образования на базе которых организована профессиональная подготовка, а так же специалисты других организаций соответствующих видов профессиональной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.
Квалификационный экзамен состоит из теоретического экзамена по результатам теоретического обучения и квалификационной пробной работы.
Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются руководителем учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке.
Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания.
Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастерами производственного обучения, согласовывается с организациями, в которых учащиеся проходят производственную практику и утверждается заместителем руководителя учреждения образования за месяц до их проведения.
В случае, когда возможно определить содержание квалификационной пробной работы, по результатам ее выполнения оформляется заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся.
По отдельным профессиям, когда не может быть установлено конкретное содержание квалификационной пробной работы, квалификация учащихся определяется на рабочем месте посредством проверки умений и навыков, приобретенных в процессе освоения содержания соответствующей образовательной программы профессиональной подготовки учащихся X-XI (XII) классов. По результатам проверки умений и навыков заполняется заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.
Результаты квалификационного экзамена и решения государственной квалификационной комиссии фиксируются в протоколе заседания государственной квалификационной комиссии.
На сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников) представлены:
Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения. На основании этой отметки государственная квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при наличии) по получаемой профессии рабочего, либо о присвоении соответствующей квалификации служащего.
Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.
Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, не зависимо от того, предусмотрен или не предусмотрен разряд по соответствующей профессии, выдается свидетельство установленного образца.
Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.
Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительной отметки по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок определяемый учреждением образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена или не получившие положительной отметки по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен без уважительных причин. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.
Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 30 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.
В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение», запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.
Отметка в баллах |
Показатели оценки |
|
Теоретическое обучение |
Производственное обучение |
|
0 (ноль) |
|
|
1 (один) |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.) |
Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера) |
2 (два) |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий |
Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
3 (три) |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
4 (четыре) |
Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
5 (пять) |
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
6 (шесть) |
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
7 (семь) |
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
8 (восемь) |
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
9 (девять) |
Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
10 (десять) |
Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности. |
Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.
Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.
Производственная практика проводится после прохождения тем теоретического и практического обучения, с учетом специфики осваиваемой профессии рабочего (должности служащего).
Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.
В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.
В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.
Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, ресурсных центрах и в иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.
В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.
Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся), по форме, размещенной на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
Содержание производственного обучения определяется учебными программами, которые разрабатываются и утверждаются в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.
Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится. В случаях прохождения производственной практики на базе нескольких организаций учебные программы производственной практики утверждаются одной из этих организаций.
Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.
Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования.
Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования.
Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения. Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.
При организации трудового обучения по I модели:
При организации трудового обучения по II модели:
При организации трудового обучения по III модели:
В УПТО, УССО, иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося;
Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.
При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому плану.
При организации трудового обучения по II и III моделям, в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, IIи III моделям осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 слушателей.
Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2018 № 575). Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:
I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО, УСО;
II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;
III модель: организация учебных занятий на базе учреждений профессионально-технического (далее – УПТО), учреждений среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).
Приказом Министра образования от 28.08.2018 № 669:
Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.unibel.by/ Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
Для учащихся X классов изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихсяX-XI (XII) классов, разрабатываемых учреждениями образования на основе:
На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, разрабатывается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).Методика разработки КТП по учебному предмету «Трудовое обучение» изложена в методических рекомендациях по разработке учебных программ допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
В случаях, когда для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (служащего), предусмотренных типовым учебным планом учебных часов недостаточно, для учащихся X-XI (XII) классов УОСО и УСО может быть представлена возможность освоения данной образовательной программы без присвоения разряда по профессии, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца. Реализация теоретического и производственного обучения, в том числе производственной практики, должна быть обеспечена. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.
Справка об обучении выдается также всем учащимся УОСО и УСО без дополнительного запроса с их стороны и в тех случаях, когда они не сдали (не сдавали) квалификационный экзамен.
В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334, для освоения учащимися УОСО и УСО образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.
Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения конкретных образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, как с присвоением, так и без присвоения квалификации, включая те случаи, когда уровень квалификации не устанавливается, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора иной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится в компетенции руководителей УОСО и УСО.
Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний и др.) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.
В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства установленного образца учащийся получает справку об обучении, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца.
Пропущенные (по любым причинам) темы образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащихся Х-XI (XII) классов, изучаются учащимися самостоятельно. Результаты самостоятельной работы учащихся в журналах не отражаются.
Обращаем внимание, что при организации трудового обучения по III модели необходимо заключить договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе. Типовая форма договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 и размещена на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.