Специальное образование

ПКПП-2023/24

Авторские пособия

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕФЕКТОЛОГОВ

ССЫЛКА

КОДЕКС, СТАНДАРТЫ, КОНЦЕПЦИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ, ПРОГРАММА

  1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. 
  2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
  4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы».
  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 131 от25 июля 2011 г. «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».
  7. Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25 мая 2012 г.
  8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  №135 от 25 июля 2011г. “О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития”.
  9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  №136 от 25 июля 2011г. «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
  10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  №233 от 16 августа 2011г. «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
  11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  №92 от 19 июля 2011г. «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
  12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  №82 от 14 декабря 2006г. «Об утверждении перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения». 
  13. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  № 255 от 5 сентября 2011г. «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений министерства образования Республики Беларусь».
  14. Постановление Совета Министров от 07.08.2019 № 525 Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования.
  15. Положение об учреждении дошкольного образования.
  16. Учебная программа дошкольного образования 2022.
  17. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2022 № 204  "Инструкция о порядке организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому".
  18. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.06.2022 № 50 "Перечень медицинских показаний для получения дошкольного образования на дому".
  19.  

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

  1. Инструктивно-методическое письмо «Об организации и оказании ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет» 25 мая 2012г.
  2. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» 25 мая 2012г.
  3. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, в 2011/2012 учебном году» 4 июня 2011г.
  4. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования в 2012/2013 учебном году»  25 мая 2012г.
  5. Инструктивно-методическое письмо «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях  дошкольного и общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»  25 мая 2012г.
  6. Инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году»  2013г.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2014/2015 учебном году»  25 июня 2014г.
  8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году»  25 июля 2015г.
  9. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году»  2016г.
  10. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году» 30 июля 2017г.
  11. Инструктивно-методическое письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» 28 июля 2018г.
  12. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году» 12 июля 2018г.
  13. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью" 10 июля 2019г.
  14. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  15. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  16. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «ОБ организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  17. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»
  18. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

АТТЕСТАЦИЯ

  1. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ № 101 ад 22 жніўня 2012 г. «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)».
  2. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 11 мая 2017 г. № 46 Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101
  3. Об особенностях  проведения аттестации педагогических работников.
свернуть

Самообразование

Копилка дидактических игр

(где можно посмотреть и скачать)

Игры для развития речи: 

  1. http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
  2. http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
  3. http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/
  4. http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278
  5. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html
  6. http://www.r-rech.ru/
  7. http://maminsite.ru/early.files/early19.html

Игры для формирования элементарных математических представлений:

  1. http://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/90631-didakticheskie-igry-po-matematike-v-detskom-sadu.html
  2. http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1
  4. http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad
  5. ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp
  6. http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7
  7. http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html

Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:

  1. http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
  2. http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
  4. http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html
  5. http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  6. http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115
  7. http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html              

 Пальчиковые игры:

  1. http://maminsite.ru/early.files/early8.html
  2. http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
  3. http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html
  4. http://www.razumniki.ru/palgames.html
  5. http://www.solnushki.ru/fingerplay
  6. http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry
  7. http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html

 

свернуть

Технологии

Тематические недели

Презентации

Мероприятия

Дидактические игры

Разработки уроков и коррекцоонных занятий

Урок геаграфіі 

Тэма: Возера. Вадасховішча

 

Гісторыя Беларусі, 8 клас

(па праграме 9 класа 1 аддзялення для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Трэці падзел Рэчы Паспалітай. Паўстанне Тадэвуша Касцюшкі

Карэкцыйны індывідуальны  занятак

Тэма: гук Р

Карэкцыйныя заняткі

ў 3 класе

(па праграме 4 класа спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы для вучняў з цяжкасцямі ў навучанні)

 Тэма. Развіццё мыслення (устанаўленне заканамернасцей) на прыкладзе заданняў  «Фігура, якой не хапае», і «Адгадай лік»

Карэкцыйны занятак “Развіццё пазнавальнай дзейнасці”

7 клас (8 клас па праграме першага аддзялення дапаможнай школы,

дапаможнай школы-інтэрната для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: Структура сказаў

 

Літаратурнае чытанне, 3 клас

(па праграме 4 класа 1 аддзялення для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: Р. Ігнаценка “Ноч у зімовым лесе”

 

Матэматыка, 1 клас

(па праграме 2 класа 1 аддзялення для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: Рашэнне простых задач

на знаходжанне невядомага складаемага,  памяншаемага, аднімаемага

 

Матэматыка, 3 клас

(па праграме 4 класа 1 аддзялення для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: Складанне і адыманне дзясяткамі (па 10 адзінак)

 

Множанне і дзяленне соцень на адназначны лік

Матэматыка, 3 клас

(па праграме 4 класа 1 аддзялення для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: Алгарытм параўнання трохзначнага ліку

СБО, 9 класс

(программа 10 класса 1 отделения для учащихся с интеллектуальной  недостаточностью)

Тема: Правила и виды ухода за маленькими детьми

 

Словы, якія абазначаюць назвы прадметаў – назоўнікі

Урок матэматыкі 3 клас

(па праграме спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы для вучняў цяжкасцямі ў навучанні)

Тэма: Адзінкі вымярэння часу: гадзіна, мінута

Чалавек і свет

ў 5 класе (6 клас першага аддзялення спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю)

Тэма: ПАВЕТРА

 

 

свернуть

Выступления МО, педсоветах, родительских собраниях

Особенности эмоционального развития

Наследственные заболевания

Обучение на дому

Звукарик

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Аутизм

Фильмы о жизни людей с инвалидностью

В ГУО "Долгиновская средняя школа" работают два учителя-дефектолога классов интегрированного обучения и воспитания и пункта коррекционно-педагогической помощи

        Тимощук

Наталья Анатольевна

Образование: высшее

Специальность:  учитель-логопед, учитель начальных классов школ для детей с ТНР, логопед дошкольных учреждений

Стаж работы в должности: 

                               30 лет       

Категория: Первая

 

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической помощи в ПКПП

 

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные  нарушения письменной и устной речи.

 

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:

коррекция звукопроизношения;

развитие  фонематических процессов;

пополнение  активного и пассивного словаря;

формирование  грамматического строя речи;

развитие связной речи;

совершенствование навыков письма и чтения;

развитие  внимания, памяти, мышления;

формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

 

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической помощи в пункте: 

Изучение     индивидуально-психологических   особенностей 

обучающихся  с целью определения оптимальных путей оказания  им коррекционно - педагогической помощи;

Исправление  или ослабление  индивидуальных  нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному  усвоению   содержания образовательной  программы  общего среднего образования;

Предупреждение возникновения вторичных нарушений  психофизического  развития обучающихся;

Формирование общих способностей к учебной деятельности  с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов  общего среднего образования;

Повышение уровня  интеллектуального развития обучающихся за счет  развития психических процессов;

Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций  самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.

 

Главные задачи:

осуществлять углубленное психолого-педагогическое  обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;

создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;

разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;

консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

 

           Зачисление в пункт коррекционно педагогической помощи (ПКПП)

осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

заявление законного представителя учащегося.

 

Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами  ЦКРОиР и  утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

исправление нарушений физического и (или) психического развития;

смена места жительства;

перевод в иное учреждение образование;

отказ законных представителей учащегося от коррекционно - педагогической помощи.

 

Коррекционные занятия проводятся   индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы -  2-4 человека.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Обследование и распределение учащихся по группам, подгруппам или индивидуально  проводится  учителем-дефектологом  в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия начинаются   с 16 сентября по 25 мая  по утвержденному календарно-тематическому планированию для каждой подгруппы или группы учащихся.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается   руководителем учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

 

Продолжительность занятий:

групповых – 30-45 минут;

подгрупповых – 25-35 минут;

индивидуальных – 15-40 минут.

 

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет  2-3  раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

График работы ПКПП в 2022/2023 учебном  году:

Понедельник: 8.25 - 16.35

Вторник: 15.00 - 15.45

Среда: 8.25 - 16.50

Четверг: 8.30 - 16.30

Пятница: 12.45 - 13.10

 

 

 

            Протасевич

     Галина Петровна

Образование: Высшее

Специальность: Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании

Стаж работы в должности: 

                                     8 лет       

  Категория: Первая

 

 

Цель работы: Оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

 

Задачи: 

  • Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сфер у каждого ребенка с ОПФР
  • Коррекция нарушений интеллектуального развития и вторичных проявлений
  • Развитие коррекционно-педагогических процессов у детей с ОПФР
  • Личностное развитие каждого ребенка с нарушением в развитии.

Направления работы:

  • Проведение индивидуальных коррекционно-педагогических занятий
  • Диагностическое
  • Консультативно-просветительское
  • Аналитическое
  • Организационно-методическое

В 2022/2023 учебном году в нашей школе обучается 6 детей по следующим программам:

свернуть

Профориентация

Логопедический досуг

игровая программа для учащихся начальных классов
развернуть

Доброта спасет мир

внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, приуроченное ко Дню инвалидов
развернуть

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. (Консультация для родителей)

 

Наиболее значимым для ребенка 6 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разнымиспособами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача дефектолога – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога,  учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

 

Материал подготовлен с использованием интернет-источников

 

свернуть

Урок толерантности «Твори добро»

     

В четверг, 25 ноября,  в ГУО «Долгиновская средняя школа» в рамках благотворительного марафона «Делай великое, не ожидая великого» был проведён урок «Твори добро». Ребята получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и о способах их преодоления. Поучились общаться со слепоглухими людьми, увидели специальные технические приспособления, которые облегчают жизнь людей с инвалидностью. Мальчишки и девчонки узнали об участниках параолимпийских игр в Токио, об их победах, а также познакомились с образом жизни Алексея Талая.  

В конце урока школьники пришли к выводу, что все люди разные, но им интересно общаться друг с другом. Люди с инвалидностью такие же, как и все мы – они не нуждаются в жалости, а нуждаются в нашей помощи и поддержке, понимании и дружбе.

Таким образом, всем стало понятно, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, потому что он такой же человек, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.

 

 

свернуть

Как подготовить руку ребёнка к письму

 

 

Часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются?» Как ни посмотришь – все играют.  Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?»

Как же многие родители ошибаются! Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики – не готовит детей к овладению письменными навыками?

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: 

  • Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
  • Плести косички из жестких ниток;
  • Рисовать и штриховать карандашами.

Предложите ребёнку помочь перебрать вам крупу, при этом: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать крупинки между большим и указательным пальцами, совать пальцы в мешок.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, сопровождая это словами:

Научился два ореха

      Между пальцами держать.

      Это в школе мне поможет

      Буквы ровные писать.

Можно предложить ребёнку перекатывать пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Возникают проблемы у дошкольников и младших школьников, с умением ориентировать в пространстве и на листке бумаги. В этом случае можно предложить ребёнку рисование по клеточкам или написать графический диктант:

  1. Нарисовать в середине листа домик.
  2. Слева от домика – забор.
  3. Справа от домика – цветы.
  4. Перед домиком – машину.
  5. За домиком - две ёлочки.
  6. В левом верхнем углу – солнышко.
  7. В правом верхнем углу – две тучки.
  8. Самостоятельно раскрасить рисунок.

Для развития мелкой моторики продаются готовые пластмассовые трафареты на разные темы: «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д. Дети обводят их, а затем раскрашивают. Также можно отрабатывать штриховку в разных направлениях. Детям старшего дошкольного возраста предложите выложить из палочек то, о чём говорится в стихотворении:

Я строил рожицу

В зеркале себе.

Рожица смешною

Показалась мне (выкладывать смешную рожицу).

 

 

 

                                        Материал подготовлен с использованием интернет-источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут

самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 –исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.
  4. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
  5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
  6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  7. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
  8. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
  9. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  10. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  11. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
  12. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета.
  • Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  • Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

       Материалы подготовлены с использованием интернет источников

Взаимосвязь движений и речи

Как развить мелкую моторику руки ребенка

Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить

Развиваем мелкую маторику

свернуть

Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность ребенка к школе

 

Общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе значительно сдвинулись.

      С другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т.д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии.

      Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С началом школьного обучения они зачастую с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

      Родители должны знать, что процесс письма и чтения – это сложные психо-физиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.

      Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него ещё в дошкольном возрасте.

Предпосылки успешного овладения письмом, чтением и иностранными языками

Слуховая функция.

 

       Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. А в современном цивилизованном обществе роль полноценного слуха для человека не только не уменьшилась, а даже возросла. Многие родители не дооценивают значение роли слуха в развитии у ребёнка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей заболеваниям ушей, недолеченность которых в большинстве случаев приводит к потере или снижению слуха.

      Но бывают нарушения слуха другого характера, которые родителям мало известны. Они заключаются в том, что нормально слышащий ребёнок не способен различать на слух акустически близкие звуки. Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков:

звонких - глухих (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж);

мягких – твёрдых (б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь);

свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, с-т, т-ц, щ-ть, ч-ть);

сонорных согласных (л-р, ль-рь) и й.

 

Звуковой анализ слов.

 

       Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо ещё научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведён добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

      Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому дошкольник к первому классу должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове (Сколько всего звуков в слове «дом»?).

Звукопроизношение.

      Одним из важных звеньев становления речи у ребенка является овладение им правильным звукопроизношением.

      В три года ребёнок должен правильно произносить простые по своей артикуляции звуки речи (с, с’, з, з’, ц). К четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить более сложные звуки (ш, ж, ч, щ); к пяти годам – л, л’; к шести – р, р’.

      Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.

      Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка как в начальной школе, так и в старших классах.

      Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают неправильного произношения у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, а многие родители замечают, но нередко относятся к этому спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или это с возрастом «само пройдёт».

      При проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребёнка (ыба - рыба), постоянную замену одних звуков другими (лыба - рыба), взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков (сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька), звонких и глухих согласных (зупы – зубы, субы - зубы). Во всех этих случаях с началом школьного обучения на письме появятся пропуски или замены букв, у ребёнка возникнут большие трудности при изучении правил написания мягкого знака в начале, середине слова (строить, уголь, угольки), сомнительных согласных в конце и в середине слов (гриб, грибки)...

      Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения звука в слоге, слове, предложении, стихах, самостоятельной речи ребенка, поэтому, чем раньше вы обнаружите неправильное произношение звука и обратитесь за помощью к логопеду, тем быстрее устраните этот недостаток до начала школьного обучения.

Словарный запас.

       Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию.

      К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).

 

Грамматический строй.

 

       Большую роль в обогащении словарного запаса является овладение ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.

      К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

      В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.

Связная речь.

       Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.

      Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.

      Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно.

      Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).

Речевая коммуникация.

       К 6 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика.

       Чисто техническая сторона процесса письма невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом.

 

       Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

свернуть

Нормативные правовые документы

 

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

Перечни учебных изданий для учреждений специального образования
Вспомогательная школа
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским (белорусским) языками обучения

Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Программы коррекционных занятий для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Первое отделение

Второе отделение

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушениями зрения

Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Учебные программы факультативных занятий специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Специальные дошкольные учреждения
Учебные программы для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения

Программы для специальных дошкольных учреждений

В помощь педагогам

 

 

свернуть

Выпускной экзамен по трудовому обучению

Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» в X классе первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью проводится в период с 1 по 9 июня.

Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» состоит из теоретической и практической частей.

На практическую часть выпускного экзамена отводится от 1,5 до 2,5 часа. Во время выполнения практического задания может быть предусмотрен перерыв. При выполнении практического задания учащиеся могут пользоваться учебно-наглядными пособиями, технологической документацией.

По окончании практической части выпускного экзамена проводится теоретическая часть. Между практической и теоретической частями выпускного экзамена устанавливается перерыв продолжительностью 20 минут. На подготовку к устному ответу отводится не более 30 минут. В ходе подготовки обучающимся разрешается пользоваться технологической документацией.

 

свернуть