Занятие 1

21.09.2023
В субботу,  23.09.2023 года, для законных представителей учащихся проведено занятие «Мотивация учащегося- основное условие успешного обучения» в рамках проекта «Родительский университет»  Были рассмотрены вопросы,что такое мотивация и как её повысить у детей. В ходе беседы  обсуждались  ситуации,   которые могут привести к снижению мотивации, родители делились опытом, как они  мотивируют  своих детей к школьной деятельности.  Также родители были ознакомлены с режимом  дня школьника. В конце беседы были вручены памятки «Как поддержать самоценность ребенка».

Тема: «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

 

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на нашем занятии проекта родительский  университет. Проведем мы собрание сегодня в необычной форме. Вы сможете   задавать нам вопросы  и отвечать на наши  вопросы.

Мне бы хотелось начать наше собрание с одной притчи:

Слайд №1 Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: ……

- Как вы считаете, что ответил мудрец? (ответы родителей  )

“Всё в твоих руках”.

Слайд №2 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

Любимым, нужным, а главное – успешным.

Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Слайд № 3 Подчас и воспитателям, и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ребенка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Сегодня наша встреча посвящена теме

Слайд № 4 «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Чтобы настроиться на встречу сначала вспомните, как вы учились. Как вас мотивировали на учебу родители, учителя. Что было интересно, а что - нет. 

Ответы родителей.

“Задумывались ли вы о том, почему я или мой ребенок что-то не хочет делать? Связывали ли вы это с мотивацией.” Для ответа используются карточки 3-х цветов:

“да, для меня это актуально” - зеленый,

“да, но не связывал это с мотивацией” - синий,

“нет, не задумывался” – красный.

Слайд № 5 Ответьте пожалуйста мне ещё на два вопроса: Какие отметки вы чаще всего получали в школе? Какие отметки вы бы хотели видеть у ваших детей? (ответы родителей в классе? 

Предлагаю вам сегодня быть не просто слушателями, а побывать в роли учеников (т.е. ваших детей).

Если раньше новый материал объяснял учитель, а дети слушали, то сейчас учитель подводит детей к тому, чтобы они сами добывали и открывали знания. Проводятся проблемные, проектные уроки. И вот сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в таком проектном  занятии.

Итак, какая же у нас проблема? Как повысить мотивацию к обучению. Иными словами, как добиться, чтобы наши дети занимались охотно и усердно, старались получать хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое?

Слайд № 7 То есть ЦЕЛЬ нашего занятия – разобраться в том, что такое мотивация и как её повысить у детей.

Теперь мы должны спланировать свою дальнейшую работу.

С чего мы начнём?

Слайд № 8 (1)- Нужно выяснить, что такое мотивация.

- Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.

Слайд № 8 (2) Это и есть наши задачи.

Попробуем сами понять, что такое мотивация.

Какой бывает мотивация? Выбрать нужные слова.

Сильной убедительной истинной скрытой мелочной материальной отрицательной подсознательной правильной

Высказываются родители

А теперь давайте подумаем и выберем слова которые ассоциируются к слову мотивация. Выбрать нужное.

поиск действие сотрудничество исследование поступок предатель человек определение драка

Давайте попробуем сами сформулировать определению понятию мотивация. (Выступление родителей)

Мы с вами вместе смогли разобраться, и дать определение понятию мотивация.

Слайд № 10 А вот что говорит о мотивации наука.

Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. (т.е. мы забываем ребенка похвалить пусть это будет какое-то маленькое, для нас с вами незначительное дело, сделанное ребенком. Вчера мой трёхлетний сын в садике одевался и продемонстрировал как он научился сам надевать колготки. Я тоже не предала этому значения, но он повернулся ко мне и с удивлением меня спросил: мама я ведь молодец? Мне стало стыдно и я конечно же исправила положение. Рядом стояла другая мама и её тоже удивила, но моя реакция. На что она с удивлением меня спросила. А за что вы его хвалили, за то что он просто умеет надевать колготки? Так это его обязанность.) боюсь, что в случае этой мамы сформировать у школьника желание учиться будет очень трудно.

И теперь разберемся со второй нашей задачей:

Слайд № 11- Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.

Что снижает мотивацию? С чего все начинается? Предлагаю несколько ошибок, которые допускают родители.

Слайд № 12 Ошибка родителей №1.

Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Слайд № 13 Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Слайд № 14 Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Слайд № 15 Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Слайд № 16 Ошибка родителей №5.

Ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения школы из-за перегрузки доп. секциями.

Слайд № 17 Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Слайд № 18 Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Слайд № 19 Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка.

Слайд № 20 Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Слайд № 21 Ошибка родителей №10.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

И в заключение всего выше сказанного, я предлагаю вам посмотреть один видеоролик.

Видео Брошенные дети часто живут рядом с нами.

Может быть кто-то в этом видео узнал себя. Надеюсь вы сделали правильные выводы.

Каковы же причины эффективной школьной мотивации?

Слайд № 22 А причина мотивации: на самом деле ОДНА!

Слайд № 23 Это искренний Интерес.

Он же Любопытство.

Он же Удовольствие.

Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Слайд № 24 Как же повысить мотивацию ребенка?

Слайд № 25 1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости.

  1. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу.
  2. Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы можете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнерам ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми - значит обрекать его на муки.

Другой креативный подход к домашнему заданию – связать его с интересом. Например, скучная математическая таблица может быть расшифровкой послания космической мисси астронавтов на Марсе. Пока задание не будет сделано правильно, миссия будет терпеть неудачу. Даже малейшая ошибка может создать проблему, которая привет к провалу миссии.

  1. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель и учитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними)
  2. Есть очень хороший мотиватор для учеников — ответственность перед коллективом, в котором находишься.

Слайд № 26 Окружающий мир ребёнка должен быть полный любви:

Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.

Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).

Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.

Личный пример и реакция соучастия.

     Родители должны детям давать установку: Ошибки – нормальное явление.

Слайд № 27 Свободное пространство в разумных пределах.

Мотивированные дети – это самостоятельные дети

.

 

Четкий распорядок дня - Установите режим и следите за дисциплиной: если ребенок каждый день в одно и то же время будет делать уроки, это, в конце концов, войдет в привычку и перестанет быть проблемой и предметом для споров.

Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводите на верный путь решения, склонять к размышлениям.

Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»

Высокие требования, но

    соответствующие возможностям

     Избегать  недооценок. Переоценок.

Слайд № 28 Выносливость

Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.

Перестаньте безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.

Введите в традицию ежедневные обязанности. Научите принимать

    ребёнка факт регулярного обязательного выполнения. (вымыть посуду, вынести мусор, купить хлеб, накормить собаку)

Слайд № 29 Справедливое вознаграждение

Хвалить за конкретные дела и успехи.

Хвалить за старание.

Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия

Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.

Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.

Награда должна соответствовать достижению.

Слайд № 30 Справедливая критика

Выражайте претензии обоснованно («Мне не нравится…, потому что…»).

Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Выражайте претензии в нейтральном тоне

Говорите о своих чувствах (чаще мы говорим  «Мне не нравится»  , а надо  «Мне не нравится… потому что. ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»

Делая замечание, указывайте и на  «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»

Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»

Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.

Ролик №2 И чтобы подвести итог всему мною выше сказанному, я предлагаю вам просмотреть ещё один ролик. Те кто сейчас он-лайн нас смотрит, вы можете ролики скачать и просмотреть на школьном сайте в разделе документы, папка «школа цифровых технологий».

Слайд №31 Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Если вы сможете после сегодняшнего дня посмотреть на себя с другой стороны, то вы поймете, что Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Рефлексия. 

Наш урок-проект подходит к концу. Сегодня вы побывали в роли учащихся. И в конце каждого урока мы всегда подводим итоги и задаем домашнее задание. И я хочу подвести итог нашего мероприятия.

Слайд № 32 Те кто в чате напишите, пожалуйста, было ли полезным для вас сегодняшнее занятие. Любое мнение будет для меня важно. Нужны ли вам такие мероприятия ещё?

А также задаю вам домашнее задание.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос и отправьте ответы в чате.

Как вы мотивируете своих детей к школьной деятельности?

И присутствующие подумайте над этим вопросом. И можете нам прислать ответы на сайте школы.

И закончить, наше собрание хочу такими словами:

Слайд № 33 Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

От нас сейчас зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети ваши

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за совместную работу.