Профсоюз

Аттестация педагогических работников

11.02.2020
Разъяснения по отдельным вопросам аттестации педагогических работников и определения стажа работы по специальности (в отрасли).
развернуть

Вопрос. Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников предусмотрено использование п.20 только по одной должности. Означает ли это, что педагогический работник, аттестованный по данному пункту, не сможет больше им воспользоваться? Например, учитель 1 категории аттестовался на ту же категорию воспитателя. Может ли он аттестоваться по данному пункту на 1 категорию педагога дополнительного образования, методиста и др.? Если да, то сколько должно пройти времени с момента предыдущей аттестации?

 Ответ. Соблюдение ограничений по пункту 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско- преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее - Инструкция), предусмотрено для педагогических работников, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории по нескольким занимаемым должностям единовременно. Педагогический работник, занятый в должностях «Учитель», «Воспитатель» и «Педагог дополнительного образования», в том числе на условиях совместительства у того же или иного нанимателя, и при наличии первой квалификационной категории учителя, может воспользоваться правом присвоения ему той же квалификационной категории по какой-либо одной из двух выше указанных должностей (либо по должности «Воспитатель», либо по должности «Педагог дополнительного образования»).


Вопрос. В соответствии с инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли), утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002г. №45, в стаж работы по специальности в отдельных случаях засчитывается время военной службы. Например, после окончания учебного заведения молодой человек был принят на работу учителем, воспитателем и др., через некоторое время был призван на военную службу, а после службы в течение трёх месяцев был принят на работу на ту же должность. Можно ли включить время службы в армии в стаж по специальности для целей аттестации?

 Ответ. В соответствии с пунктами 18, 19 Инструкции претендовать на присвоение квалификационной категории педагогический работник имеет право при наличии у него соответствующего стажа работы в должности. В стаж работы должны быть включены периоды непосредственного нахождения в должности. В связи с тем, что аттестация педагогического работника - это изучение и оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, в стаж не включается период службы в армии, так как в данный период не осуществляется педагогическая деятельность.


Вопрос. Где должны проходить аттестацию педагогические работники, являющиеся штатными работниками учреждений культуры, здравоохранения и др.? Может ли быть создана аттестационная комиссия для аттестации педагогов в учреждении здравоохранения, культуры и др. при наличии достаточного для создания комиссии количества' педагогов первой и высшей категории или аттестация должна проводиться в комиссии органа управления образованием?

 Ответ. В соответствии с пунктом 11 Инструкции аттестационная комиссия создается в учреждениях образования и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с законодательством (далее - организации). Аттестационная комиссия организации создается для аттестации педагогических работников этих организаций, за исключением аттестации на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист». В случаях, предусмотренных частью первой пункта 15 Инструкции, а именно, в случае недостаточного количества педагогических работников для создания комиссии в организациях (количество членов установлено частью первой пункта 14 Инструкций), аттестационные комиссии создаются в отделах (управлениях) образования местного исполнительного и распорядительного органа. При этом педагогические работники организаций проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации или по месту нахождения структурного (обособленного) подразделения соответствующих организаций. Таким образом, при достаточном количестве педагогических работников в учреждениях образования и организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с законодательством, в том числе системы здравоохранения и сферы культуры, аттестационная комиссия создается в данных учреждениях образования и организациях.


Вопрос. Учителю присвоена высшая квалификационная категория в 2008 году, которую он до настоящего времени не подтвердил. Может ли он в текущем году аттестоваться на высшую категорию педагога, дополнительного образования по п.20 инструкции?

Ответ. Педагогический работник, занятый в должности «Педагог дополнительного образования», имеющий высшую квалификационную категорию по должности «Учитель», в том числе присвоенную в 2008 году, может претендовать на присвоение ему высшей квалификационной категории педагога дополнительного образования согласно пункту 20 Инструкции.


Вопрос. Каким документом следует руководствоваться при определении стажа работы по специальности (в отрасли) граждан Украины, уехавших с постоянного места жительства в связи со сложившимися политическими и социально- экономическими условиями, и самостоятельно трудоустроившихся в учреждения образования Республики Беларусь? В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000г. №4 в стаж работы по специальности (в отрасли) после распада СССР (11 декабря 1991г.) засчитываются периоды работы только в Республике Беларусь и Российской Федерации. В то же время в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся - мигрантов (в редакции протокола от 25.11.2005г.) предусмотрено взаимное признание стажа работы во всех странах СНГ.

 Ответ. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 № 1049, Министерство образования - республиканский орган, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляющий регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующий в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Дача официальных разъяснений законодательных актов Республики Беларусь, толкование и юридическая оценка по вопросам правоприменения не входят в компетенцию Министерства образования Республики Беларусь.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

Вместе с тем по существу изложенного полагаем возможным отметить, что порядок и условия исчисления специального стажа работы по специальности (в отрасли) педагогического работника регулируется постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 «Об утверждении положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышении тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)»,

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенным в г.Москве 15.04.1994 (в редакции протокола от 25.11.2005) (далее - Соглашение), при трудоустройстве иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Украины, относящихся к категории трудящихся-мигрантов, предусмотрено взаимное признание трудового стажа, включая стаж на льготных основаниях и по специальности (статья 4 Соглашения). К трудящимся-мигрантам относятся лица, постоянно проживающие на территории Стороны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Данное Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам, к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам и к лицам, приезжающим специально с целью получения образования (статья 1 Соглашения).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.1994 № 474 «О полномочных органах Республики Беларусь по реализации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2004 № 1056) полномочными органами Республики Беларусь по реализации Соглашения являются Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

 

свернуть

Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки

14.01.2020
2020
мартянварь
7 марта, суббота

Поздравления от профсоюза!

подробнее...