социально-педагогическая и психологическая служба

Нормативная база СППС

05.09.2020

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
  • Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 710 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»
  • Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом центре и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 апреля 2018 г. № 20 «О типовых штатах и нормативах численности работников социально-педагогических центров»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 января 2019 г. № 14 «О признании утратившими силу постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
  • Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146)
  • Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116)
  • Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89)
  • Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»
  • Інструктыўна-метадычнае пісьмо «Асаблівасці арганізацыі выхаваўчай, ідэалагічнай і сацыяльнай работы ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2019/2020 навучальным годзе»
  • Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионально-технического
  • и среднего специального образования в 2019/2020 учебном году»
  • Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования
  • Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (приложение 5 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
  • Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от № 433 «Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей
  • Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
  • Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
  • Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения
  • Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
  • Алгоритм действий по реализации Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2019 №22

Учебно-методическая литература

  • Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи
  • Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 200 с.
  • Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
  • Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 464 с.
  • Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
свернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

20.11.2019
Статья 17.3.
развернуть

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 
  4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин. Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/17.3.htm

 

свернуть

Профилактика подростковой наркомании

20.08.2020
Наркомания – тяжелое хроническое заболевание, при котором наблюдается стойкая психологическая и физическая зависимость от наркотических веществ.
развернуть

 

 

Проблема наркомании в современном обществе

В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это бич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает зависимыми тысячи молодых людей. Наркотические вещества становятся все более доступные в цене, а их объемы на «черных» рынках стремительно растут. Широкая распространенность так называемых «легких наркотиков» привлекает многих людей, которые недооценивают вред наркомании, кроме того, искренне верят, что могут контролировать ситуацию и прекратить употребление наркотиков в любой момент. Усугубляет проблему наркомании неэффективное лечение зависимых людей. Оно опирается на старые советские схемы, положительных результатов от которых трудно дождаться. Профилактика наркомании если и проводится, то характеризуется низким научным подходом, недостаточной широтой распространения, неприспособленностью к современным реалиям. Проблема наркомании еще и в том, что на сегодня болезнь является главным источником распространения венерических заболеваний, в частности СПИДа.

Влияние наркотиков на организм человека

Вред наркомании огромен. В первую очередь наркотики серьезно подрывают здоровье человека. Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет. Кроме физической зависимости, возникает зависимость психоэмоциональная, разрушается личность человека, он превращается в безвольного раба, живущего одним желанием – заполучить очередную дозу. Вред наркомании для организма человека уместно рассматривать в разрезе видов наркотиков.

  1. Конопля (марихуана, анаша). Курение конопли приводит к тяжелому поражению легких и печени, возникновению дегенеративных патологий сердца, нарушению работы мозга, человек превращается в апатичную, медленно соображающую личность.
  2. Опиатные наркотики (героин, опий, маковая соломка, морфин, кодеин, метадон). Вред наркомании при приеме опиатных наркотиков трудно описать словами. Поражается головной мозг, сердце, ухудшается дыхательная функция, разрушаются зубы и кости, нестерильные инъекции ведут к заражению крови и развитию гнойно-инфекционных осложнений. Кроме того, всегда есть вероятность заражения СПИДом, гепатитом, сифилисом. Вследствие «атаки» печени органическими растворителями происходит ее дегенерация, что обеспечивает наркоману нулевой иммунитет. Даже обычный насморк он переносит как тяжелейшую болезнь.
  3. Барбитураты (реладорм). Поражается сердечно-сосудистая система, дистрофируется печень, страдает мозг, наблюдаются психозы.
  4. Психостимуляторы (эфедрин, кокаин, амфетамин, «экстази»). Вред наркомании в случае приема психостимуляторов заключается в тяжелых аритмиях, вплоть до остановки сердца, общем истощении организма, дистрофии сердечной мышцы. У наркоманов возникают галлюцинации и затяжные депрессии, следствие которых - самоубийства.
  5. Галлюциногены (ядовитые грибы Psilotsibum, ЛСД  другие). Деструктивно влияют на мозг и, соответственно, психику человека. Страхи, психозы, галлюцинации, превращают человека в психически больного.
  6. Летучие вещества (клей «Момент», краски, ацетон, бензин). Очень токсичны, гибнут клетки всего организма. Если вы считаете, что у вас наркомания и характерные для этого заболевания симптомы, то вам следует обратиться за консультацией к наркологу.

Подростковая наркомания, ее причины, признаки и последствия

Причины подростковой наркомании банальные. Наиболее частая из них – влияние со стороны. Подросток пробует наркотики просто для того, чтобы «влиться» в компанию или же ему просто интересно ощутить «кайф», о котором говорят его «опытные» товарищи, при этом о вреде наркомании он не задумывается. Еще одна причина наркомании среди подростков – конфликты, непонимание, агрессия в семье.  С помощью наркотиков дети убегают от действительности и живут в своем мире иллюзий и ощущений. Есть категория детей, которые с детства стараются отличаться от других, в своем подростковом возрасте они откидают все общепринятые нормы поведения, бунтуют, пробуют все запрещенное, в том числе наркотики. Признаки подростковой наркомании часто размыты, симптомы интоксикации отличаются в зависимости от вида употребляемого наркотика.

Общие признаки подростковой наркомании:

  1. Изменения во внешнем виде: бледность или покраснение кожи; красные белки глаз; расширенные или суженные зрачки глаз; озноб и боли в конечностях; слишком сухая или слишком потливая кожа.
  2. Изменения в поведении:

- частые исчезновения из дома;

- подросток врет и выкручивается; у него появились новые друзья;

- он спит днем, а гуляет ночью;

- он перестал учиться, его успеваемость снизилась;

- иногда бывают состояния схожи с опьянением.

О вероятности наркотической зависимости можно говорить в том случае, если будет наблюдаться цикличность вышеперечисленных признаков. Последствия наркомании среди подростков, конечно же, крайне неутешительны. Передозировки, судороги, воспаления вен, гепатит, СПИД, заражение крови – вот еще неполный список последствий болезни. Кроме того, подростковая наркомания  - это мощный удар по психике подростка, это постоянные страхи, депрессии и мысли о самоубийстве. С наркоманами никто не дружит, у них нет семьи, а желание заполучить дозу толкает их на преступные действия, следствие которых тюрьма.

Лечение и профилактика наркомании

 Несмотря на развитость современной медицины, наркомания является трудноизлечимой болезнью. Множество клиник и наркологических центров предлагают разные методы лечения болезни, но единого подхода в этом вопросе не существует. Если говорить о новомодных методиках лечения, то очень часто они никак не решают проблему наркомании, а являются всего лишь выкачиванием денег с больного и его отчаявшихся родственников. В любом случае лечение наркомании должно осуществляться комплексно, действия медиков, психологов, социологов должны быть направлены на устранение корня физической и психологической зависимости. Профилактику наркомании следует начинать со школьной парты. Уже с 9-10-ти лет детям нужно предоставлять устный и печатный лекционный материал (в виде книг, брошюр, аудиоматериалов,художественных и документальных фильмов) о проблеме наркомании, о наркотиках и их влиянии на организм, о последствиях болезни. Кроме того, хороший эффект в вопросах профилактики наркомании дает наглядный пример. Дети с интересом слушают бывших наркоманов, которые рассказывают им обо всех «прелестях» наркотической зависимости. Профилактику наркомании среди подростков, в первую очередь, следует выполнять родителям. Доверительные отношения в семье дадут уверенность ребенку (а в будущем подростку), что в любой ситуации его поймут, поддержат, посоветуют, а если будет нужно, то помогут справиться с трудностями. 

 

Основные признаки потребления наркотиков.

 

Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

 

Методические рекомендации по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса.

 

Отдай предпочтение жизни без наркотиков.

 

Токсикомания.  Почему это опасно.

 

Подростковый алкоголизм и поведение.

 

Информация о способах вербовки граждан для распространения наркотиков с использованием сети Интернет

свернуть

Телефоны доверия:

01.09.2020

 

 

- общенациональная "горячая линия" для пострадавших от домашнего насилия:          8 801 100 8 801;

- Республиканская "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию: 8 801 100 16 11;

- УЗ "Минский областной клинический центр "Психиатрия-наркология" 8 017 202 04 01, 8 029 899 04 01;

- круглосуточная прямая линия МВД по приёму сообщений о фактах семейного благополучия и насилия в отношении детей                    8 017 372 73 87;

- УЗ "Вилейская ЦРБ" Центр здоровья и молодёжи (оказание психологической и консультативной помощи подросткам и молодым людям в возрасте от 14 до 30 лет) 8 01771 5 64 51;

- "телефон доверия" ГУО "Вилейский районный социально-психологический центр" 8 01771 2 17 99.

свернуть

Белькович Елена Николаевна

  • Должность: Психолог
  • Образование: БГПУ имени М.Танка
  • График консультаций: Понедельник 8.00-9.00 Среда 15.00-17.00 Пятница 15.00-16.00 Суббота 10.00-14.00

Коробейко Наталья Петровна

  • Должность: Социальный педегог
  • Образование: БГПУ имени М.Танка
  • График консультаций: Понедельник 11.00-12.00 Вторник 11.00-12.00 Четверг 11.00-12.00 суббота 12.00-13.00